Закрыть

Если вы знаете раздел, номер журнала, название статьи, Вы можете воспользоваться расширенным поиском:

Найти
Искать в разделах сайта:

* Имя на сайте

* Логин

* Пароль

* E-Mail

* Фамилия

* Имя

* Отчество

Дата рождения

Контактный телефон

Факс

Компания

Город

Период действия акаунта

Введите код с картинки


Наш телефон: (812) 449-30-33

Адрес редакции: 194356, Санкт-Петербург, ул. Большая Озерная, д.70, лит. А, пом. 9-Н

Текущий опрос

Необходимо ли на законодательном уровне установить ограничения по числу саморегулируемых организаций в каждом конкретном сегменте рынка?

Голосовать


























Без флеша

Приживется ли институт саморегулирования в Казахстане?


2016-02-01 10:56:00

В ноябре 2015 года президент Республики Казахстан подписал закон «О саморегулировании», 12 мая этого года он вступит в силу. Документ разработан Министерством национальной экономики и НПП РК «Атамекен, которая участвовала во всех процессах работы над законопроектом. Его презентация состоялась недавно в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекент».

Заметим, наши соседи внимательно изучали российский опыт введения саморегулирования в различные отрасли. Тем не менее, в связи с принятием данного закона возникает множество вопросов. Что дает новый документ предпринимателям, в чем его преимущества, будет ли осуществляться контроль государства за СРО и т.д.

На эти и другие вопросы сайта Zakon.kz ответила эксперт Департамента координации экспертиз законопроектов Айжан Бижанова.

- Презентуя недавно закон «О саморегулировании» перед предпринимателями, вы заявили, что он является революционным. Чем хорошо закон? Насколько целесообразно его принятие в данной ситуации?

- Это новый институт, где предприниматели должны проявить себя, показать эффективность, результативность, насколько самостоятельно они могут регулировать свою деятельность. И если это на самом деле будет так, то это станет большим плюсом не только в отношении государства, но и потребителей, ждущих повышенное качество, профессиональные услуги и досудебное урегулирование конфликтов.

Закон, действительно, революционный, поскольку предусматривает возникновение доверительных отношений между государством и субъектами частного предпринимательства. Оценку эффективности таких взаимоотношений может дать только практика и время, ведь во всем мире данный институт развивался эволюционным способом, то есть по мере готовности самих предпринимателей без излишнего вмешательства государства регулировать свою деятельность самостоятельно. То есть это первый правовой институт, который невозможно развить и внедрить без инициативы самого предпринимательского сообщества.

Саморегулируемые организации будут наделены полномочиями осуществлять контроль за деятельностью своих профессиональных предприятий. То есть произойдет передача государственных функций в саморегулируемую организацию, которая теперь будет сама контролировать субъектов рынка - своих членов. При этом государство сохраняет за собой контроль уже не за субъектами рынка, а конкретно за саморегулируемой организацией.

- Приживется ли институт саморегулирования в Казахстане? Создание саморегулируемых организаций - это обязанность или право?

- Как я выше отметила, саморегулирование - это новый правовой институт, предусматривающий особые доверительные отношения между государством и бизнесом. Оценку эффективности таких взаимоотношений может дать только практика и время, ведь во всем мире данный институт развивался эволюционным способом, то есть по мере готовности самих предпринимателей, без излишнего вмешательства государства, регулировать свою деятельность самостоятельно.

- Чем отличается СРО от ассоциаций?

- Вне зависимости от вида саморегулирования, наличие членства в СРО предполагает принятие субъектами профессиональной или предпринимательской деятельности повышенных обязательств, в том числе перед потребителями и третьими лицами, что и является отличительным признаком от существующих ассоциаций.

- Может ли общественное объединение создать саморегулируемую организацию?

- Законом РК «О саморегулировании» предусмотрены две формы некоммерческих организаций: это ассоциация (союз) или иная форма некоммерческой организации, установленная законами РК». В то же время при проведении анализа регуляторного воздействия будет анализироваться вся среда предпринимательской или профессиональной деятельности, в том числе наличие других объединений.

Законом предусматриваются два вида саморегулирования - это обязательное и добровольное саморегулирование. Мы ввели сейчас некоторые поощрения добровольного саморегулирования, как например, сокращение проверок, то есть субъект предпринимательства, являющийся членом добровольной СРО (саморегулируемой организации) меньше проверяется. Все зависит от вида саморегулирования. Если у нас обязательное саморегулирование, то государство уже не проверяет субъекты частного предпринимательства. Если же добровольное саморегулирование, то тогда эти проверки сокращаются. Если субъект рынка является членом какой-то добровольной СРО (саморегулируемой организации), то он будет меньше проверяться. То есть, в отличие от обязательного СРО, где контроль прекращается, государство прекращает проверки субъектов рынка, при этом осуществляя контроль исключительно за саморегулируемой организацией, то в модели добровольной СРО - контроль в отношении субъектов рынка сохраняется, в то же время он сокращается по периодичности.

- Может ли межотраслевая организация стать СРО?

- Одним из основных признаков саморегулирования является единство отрасли, то есть отрасль - это не общий вид экономической деятельности, а конкретный подвид одного вида, позволяющий установить единые критерии и требования к субъектам такого объединения. В этой связи межотраслевые ассоциации, объединяющие разные виды экономической деятельности, не могут претендовать на статус саморегулируемых организаций.

- Если в конкретной отрасли отсутствует обязательное членство в некоммерческой организации, может ли в данной отрасли в будущем ввести саморегулирование, основанное на обязательном членстве?

- Конечно, может. Как я ранее отмечала, развитие института саморегулирования в полной мере зависит от инициативы самих предпринимателей. Если со временем предприниматели докажут эффективность добровольного саморегулирования, то государство может поддержать предпринимателей в вопросе введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве с соблюдением всех процедур, предусмотренных Законом РК «О саморегулировании».

- Если саморегулирование будет неэффективным, возможен ли возврат к государственному регулированию?

- Безусловно, возможно. Сама процедура введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве, предусматривающая делегирование государственных функций, предварительно требует проведение анализа регуляторного воздействия с указанием индикаторов и целей введения такого саморегулирования. Если саморегулирование не покажет свою эффективность, а индикаторы, установленные при АРВ, не будут достигнуты, государством будет подниматься вопрос отмены саморегулирования и возврат государственных функций обратно.

-  Какие перспективы есть у саморегулирования, основанного на добровольном членстве?

- Развитие добровольного саморегулирования должно стать приоритетной задачей, поскольку именно оно способствует повышению добросовестности профессиональной и предпринимательской среды, конкурентоспособности их товаров, работ и услуг, формированию эффективной системы досудебного регулирования и благоприятного имиджа института саморегулирования.

Именно добровольная модель саморегулирования предоставляет субъектам рынка возможность доказать государству и потребителям готовность к получению полномочий самостоятельно регулировать деятельность внутри отрасли без участия органов государственной власти.

В этой связи законом РК «О саморегулировании» и соответствующими подзаконными актами предусмотрены стимулы и поощрения для добровольных объединений. Например, для субъектов предпринимательства, являющихся членами добровольных СРО, предусмотрено сокращение проверок в соответствии с системой оценки рисков.

http://sro-portal.com

Без флеша