Закрыть

Если вы знаете раздел, номер журнала, название статьи, Вы можете воспользоваться расширенным поиском:

Найти
Искать в разделах сайта:

* Имя на сайте

* Логин

* Пароль

* E-Mail

* Фамилия

* Имя

* Отчество

Дата рождения

Контактный телефон

Факс

Компания

Город

Период действия акаунта

Введите код с картинки


Наш телефон: (812) 449-30-33

Адрес редакции: 194356, Санкт-Петербург, ул. Большая Озерная, д.70, лит. А, пом. 9-Н

Текущий опрос

Необходимо ли на законодательном уровне установить ограничения по числу саморегулируемых организаций в каждом конкретном сегменте рынка?

Голосовать


























Без флеша

Журнал "Саморегулирование & Бизнес" СРО пожарной безопасности, пожарное сро


2010-08-15 00:00:00

Саморегулирование в пожарном порядке

В свете драматических событий последнего времени, связанных с многочисленными пожарами в различных регионах России, вопросы контроля и надзора за организациями, осуществляющими работы и оказывающими услуги
в данной области, становятся особенно актуальными.

Лицензия: легко дать, трудно лишить

По данным Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), сейчас в стране имеется около 37 тыс. организаций и предприятий, оказывающих услуги в сфере пожарной безопасности. Объем рынка таких услуг оценивается примерно в 90 млрд рублей.
Лицензирование организаций, работающих в этой области, на данный момент не отменено и по-прежнему находится в компетенции МЧС.

Однако, как отмечает большинство участников данного рынка, выдача лицензий зачастую осуществляется с нарушениями, в результате чего их получают фирмы, оказывающие услуги на очень низком уровне. В этой связи большие надежды возлагаются на внедрение механизма саморегулирования – он позволит привлечь в отрасль более добросовестные компании, что положительно отразится на уровне безопасности в стране, то есть сократит количество возгораний и улучшит противопожарную ситуацию.

По словам экспертов, сегодня способы и методы выдачи аккредитации организациям, занимающимся деятельностью в области пожарной безопасности, – ни для кого не секрет.
К примеру, федеральный закон № 123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 64) предусматривает в отдельных случаях при выполнении обследования проведение расчета пожарных рисков. Однако многие организации, получившие аккредитацию МЧС, фактически не могут выполнить эту работу или делают откровенную халтуру. Происходит это, по мнению директора проектной мастерской «Штрих» (г. Златоуст) Игоря Починкина, из-за того, что часто фирмы, работающие в данной сфере, открывают бывшие работники пожарного надзора. Используя связи руководства с недавними коллегами, находящимися на службе, такие организации получают необходимые лицензии, дискредитируя тем самым основные идеи, заложенные в законе. Организация же СРО в данной области, как полагает эксперт, снимет зависимость от МЧС и даст возможность исключить из процесса коррупционную составляющую.

В самом МЧС также считают, что саморегулирование могло бы стать эффективным инструментом, позволяющим повысить качество работы фирм, оказывающих услуги в сфере пожарной безопасности, а также дебюрократизировать процесс лицензирования, вплоть до его последующей отмены.

«Существующая процедура лицензирования деятельности в области пожарной безопасности слишком забюрократизирована, – считает директор департамента надзорной деятельности МЧС Юрий Дешевых. – Отзывать у недобросовестной компании лицензию бывает крайне сложно. Чтобы собрать необходимые материалы для направления в суд, требуется достаточно длительный период – два месяца, а то и больше. Все это время фирма оказывает услуги, не соответствующие стандартам и способные привести к человеческим трагедиям. Переход на механизм саморегулирования позволит нам не допустить вхождения недобросовестных компаний в состав СРО».

Специалисты сходятся во мнении – объединение в СРО позволит появиться на рынке гораздо большему числу независимых организаций, которые в результате конкуренции между собой повысят качество оказываемых услуг и будут способствовать снижению цены на такие услуги. Именно введение саморегулирования и отмена лицензирования, уверены они, позволит ужесточить требования к фирмам, работающим здесь, и ввести более действенный механизм контроля.

Законопроект на доработке

В настоящее время деятельность компаний, выполняющих работы и оказывающих услуги в области пожарной безопасности, регулируется в плане перехода к СРО следующими федеральными законами: № 315 «О саморегулируемых организациях», № 69 «О пожарной безопасности», № 184 «О техническом регулировании», № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и др. Кроме того, в начале июля текущего года Госдума приняла в первом чтении законопроект
№ 305620-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности СРО в области пожарной безопасности», содержащий изменения, направленные на замену лицензирования в данной сфере системой саморегулирования. В частности, согласно этим поправкам, закон «О пожарной безопасности» предлагается дополнить таким понятием, как «СРО в области пожарной безопасности», а также новой главой «Саморегулирование в области пожарной безопасности», содержащей положения об основных целях, правах и обязанностях СРО пожарных, порядок приобретения статуса такой СРО, перечень документации СРО, порядок допуска к работам и оказанию услуг в этой области и т. д. Но главное, в законопроекте имеются положения об отмене с 1 января 2011 года лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Правда, не обошлось без некоторых недостатков. В частности, в официальном правительственном отзыве указано, что, так как одним из устанавливаемых требований к некоммерческим организациям является обязательное страхование гражданской ответственности членов СРО, законопроект необходимо дополнить положениями, определяющими условия осуществления такого страхования в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 4 ст. 3 закона «Об организации страхового дела в РФ».

Кроме того, в предлагаемом документе устанавливаются требования о получении членами СРО допусков к работам (услугам), выполняемым (оказываемым) в области пожарной безопасности. Но, как отмечают в правительстве (ранее эту точку зрения уже высказывали представители Минэкономразвития), в соответствии с ФЗ «О саморегулируемых организациях» хозяйствующий субъект, вступающий в члены СРО, обладает правоспособностью и может осуществлять свою деятельность и без дополнительных разрешений (допусков). В связи с этим требование о получении членами СРО допусков представляется избыточным.

И это еще не все. Законопроектом предлагается внести в ст. 47, 48 и 52 Градкодекса изменения, предусматривающие получение членами СРО допусков к выполняемым работам в области пожарной безопасности при осуществлении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Эти изменения также представляются правительству необоснованными, поскольку вопросы регулирования деятельности СРО в области пожарной безопасности не являются предметом регулирования Градостроительного кодекса. Ко второму чтению законопроект должен быть доработан с учетом этих требований.

Что же касается неофициальных (но от этого не менее значимых) мнений участников рынка, то в них также отмечается ряд вопросов, возникающих после прочтения данного документа. Так, в ходе постоянных изменений из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, были исключены работы по проектированию и монтажу пожарно-охранных систем. В итоге они сегодня выпали из-под контроля. Эксперты полагают, что это должно найти свое отражение в видах работ, допуск к которым будет выдаваться в рамках СРО пожарных.

Кроме того, как отмечает И. Починкин, в проекте нет четких понятий о защите прав потребителя услуг, страховых обязательствах, размерах минимальных взносов в компенсационный фонд, собственно статусе такого фонда и его использовании. «Думаю, эти положения должны быть, так как размер выплат в результате наступления страхового события в данном случае слишком велик», – подчеркивает эксперт.

Впрочем, больше всего законопроект озаботил представителей небольших организаций, работающих в сфере пожарной безопасности. К примеру, согласно документу, число членов СРО пожарных должно быть не менее 50 ИП и (или) юридических лиц. Не слишком ли это много? В других отраслях для создания СРО, как правило, достаточно 25 членов. Кроме того, проект содержит достаточно жесткие требования в части количества сотрудников фирм и стажа их работы.
В связи с этим многие предрекают, что малый бизнес (фирмы, где работают всего два-три человека, имеющих необходимую квалификацию) не сможет осуществлять свою деятельность с начала 2011 года, и на рынке останутся только крупные компании.

Так или иначе, в МЧС России отметили, что до конца этого года законопроект должен пройти все инстанции и срок для его принятия – декабрь 2010-го. Функции регистрации, контроля и надзора за СРО пожарных, вероятно, будут возложены на МЧС.

Не был ни в одной СРО – вступай сразу в две

Однако, судя по всему, организации, работающие в данной сфере, ждет еще немало подводных камней. К примеру, уже сейчас фирмы не могут осуществлять часть видов пожарной деятельности без членства в СРО строителей. И вполне возможно, что в будущем им придется вступать в две разных СРО – строительную и пожарную.

Загвоздка в том, что отдельные виды деятельности по обеспечению пожарной безопасности уже отнесены к видам строительной деятельности и подпадают под действие Градостроительного кодекса. Соответствующие поправки в ГК РФ вступили в силу 1 января 2010 года. С этого времени допуск к ряду работ осуществляется только на основе членства компаний (и ИП) в СРО. Соответствующий перечень включает в себя большое количество видов работ, которые осуществляет множество субъектов предпринимательской   деятельности, причем не только в сфере строительства, но и в области ремонта, монтажа и обслуживания лифтового оборудования, котельных и котлового оборудования, инженерно-экологических изысканий, обеспечения пожарной безопасности и др. В этой связи Всероссийское добровольное пожарное общество вышло с предложениями в МЧС, Минэкономразвития, НП «Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей о необходимости принятия реальных мер по устранению нарушений действующего законодательства в сфере саморегулирования и недопустимости расчленения единой системы обеспечения пожарной безопасности. (Напомним, авторы законопроекта № 305620-5 именно в этой части и хотели уточнить нормы Градкодекса, отметив, что для выполнения определенных видов работ организация должна быть членом СРО пожарных, а не другой. Правительство отказало в такой поправке.)

По мнению И. Починкина, вопрос, в какую СРО должна вступать организация, осуществляющая несколько различных, но смежных видов деятельности, не до конца проработан законодателем. Так, проектная организация, согласно постановлению № 87 «О составе проектной документации», должна разработать разделы «Мероприятия пожарной безопасности» и ГО, и ЧС. В настоящее время допуск к работам по этому разделу выдает СРО проектировщиков. Но монтаж систем пожарной безопасности войдет в сферу СРО пожарных. В действительности же крупные фирмы, занимающиеся монтажом таких систем, зачастую проектируют их сами. Значит, им придется вступать в две разных СРО.

«У меня нет однозначного ответа – правильно это или нет. Качество систем пожарной безопасности напрямую зависит от проектных решений. Но это очень узкий раздел в составе всего проекта. И разработка систем пожарной безопасности зависит от других инженерных систем зданий и сооружений. Тут нужен комплексный подход. Есть примеры, когда нужно выполнить систему пожарной безопасности на очень маленьких объектах защиты, и здесь я бы дал право на составление проектов и монтажа этим организациям», – рассуждает эксперт.

Опыт есть, дело за его использованием

Так или иначе, пока время на внесение изменений в законопроект еще есть. При этом пожарная безопасность – это далеко не первая отрасль, где внедряется институт саморегулирования, и здесь при внесении поправок в отраслевое законодательство уже можно учитывать предыдущий опыт по созданию СРО. Сейчас институт саморегулирования в России только развивается. В то же время отношения в различных сферах деятельности переплетаются довольно тесно, и, к сожалению, пока еще законодатели при разработке поправок видят только узкую отраслевую направленность, не учитывают всех нюансов и последствий их вступления в силу и не используют комплексный подход.
А пора бы.

Справка

Первые ласточки

Несмотря на то, что обязательное вступление в специализированную саморегулируемую организацию для участников рынка услуг в сфере пожарной безопасности еще не введено, первые СРО пожарных уже появились. Так, еще в январе 2010 г. в реестр СРО было внесено НП «Департамент развития и защиты малого и среднего бизнеса в области пожарной безопасности», находящееся в Калининграде. На сегодняшний день в его состав входят уже 93 члена. В мае была зарегистрирована еще одна СРО – НП «Межрегиональная организация в области пожарной безопасности «Защита» (г. Москва).

Помимо названных СРО есть немало некоммерческих партнерств, только собирающихся получить такой статус, но уже привлекающих своих потенциальных членов более низкими, чем у зарегистрированных саморегулируемых организаций, взносами.


Автор: ВЕРОНИКА ЛАВРОВА

Копирование материалов данной статьи разрешается только при условии размещения активной гиперссылки на www.sroprof.ru.

 

Без флеша