Закрыть

Если вы знаете раздел, номер журнала, название статьи, Вы можете воспользоваться расширенным поиском:

Найти
Искать в разделах сайта:

* Имя на сайте

* Логин

* Пароль

* E-Mail

* Фамилия

* Имя

* Отчество

Дата рождения

Контактный телефон

Факс

Компания

Город

Период действия акаунта

Введите код с картинки


Наш телефон: (812) 449-30-33

Адрес редакции: 194356, Санкт-Петербург, ул. Большая Озерная, д.70, лит. А, пом. 9-Н

Текущий опрос

Необходимо ли на законодательном уровне установить ограничения по числу саморегулируемых организаций в каждом конкретном сегменте рынка?

Голосовать



























Вопросы и ответы

Что происходит с компенсационными фондами при объединении нескольких СРО и распаде СРО-гиганта на несколько СРО  (с юридической точки зрения согласно законодательству)?

Учитывая, что по смыслу ст.ст. 12 и 13 Закона N 315-ФЗ компенсационный фонд СРО, сформированный за счет целевых взносов ее членов, является имуществом данной организации, то, в отсутствие иных указаний закона, можно предположить, что на данное имущество распространяются общие положения гражданского законодательства о судьбе имущества реорганизуемых юридических лиц. Иными словами, данное имущество передается реорганизуемым юридическим лицам в порядке, предусмотренном ст.ст. 58 и 59 ГК РФ.

При этом необходимо помнить, что при расчетах с кредиторами реорганизуемых СРО на имущество данного фонда по общему правилу не может быть обращено взыскание и из него не могут производиться выплаты (за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами). Это связано с тем, что согласно ст. 21 Закона N 315-ФЗ организация утрачивает статус СРО только после завершения процедуры реорганизации, а в период сохранения этого статуса на имущество компенсационного фонда распространяются положения ч.ч. 13 и 14 ст. 13 Закона N 315-ФЗ, содержащие соответствующие ограничения на распоряжение имуществом компенсационного фонда.

Однако следует иметь в виду, что ряд нормативных правовых актов устанавливает специальные правила относительно средств компенсационного фонда при исключении СРО из соответствующего реестра.

В частности, ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" предусматривает, что средства компенсационного фонда СРО кредитных кооперативов подлежат распределению между членами этой СРО пропорционально суммам внесенных ими платежей (взносов) в компенсационный фонд. При этом такие средства подлежат выплате членам СРО только по истечении трех лет со дня исключения некоммерческой организации из реестра саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.

Часть 8 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, напротив, предусматривает, что средства компенсационного фонда СРО при исключении ее из реестра саморегулируемых организаций членам СРО не выдаются, а перечисляются на счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной ответственности СРО по обязательствам членов такой организации. Однако индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, бывшие членами исключенной СРО, в случае принятия их в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет этого объединения средств компенсационного фонда.

Аналогичные положения о судьбе компенсационного фонда предусмотрены и для СРО арбитражных управляющих (п. 13 ст. 25.1 Закона о банкротстве).

Сходные нормы содержит также ст. 24.8 Закона об оценочной деятельности, предусматривающая необходимость передачи средств компенсационного фонда исключенной из соответствующего реестра СРО национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков с последующим распределением средств этого фонда между членами указанной СРО по истечении четырех лет с момента ее исключения из реестра.

Принимая во внимание вышеизложенное, проведение реорганизации СРО в указанных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности связано либо с полной утратой средств фонда для организации и ее членов, либо с их недоступностью для них в течение довольно длительного срока. Поэтому реорганизация данных СРО представляется нежелательной.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат юридических наук Широков Сергей

Кто сохраняет официальный статус СРО при объединении 2-х, 3-х и т.д СРО (с юридической точки зрения согласно законодательству)? Гиганты СРО (более 4 тысяч членов) - что происходит, с юридической точки зрения, согласно законодательству, при распаде (реорганизации) на несколько СРО?

Прежде всего отметим, что саморегулируемыми организациями (далее также – СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон N 7-ФЗ), отвечающие признакам и требованиям, установленным Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – Закон N 315-ФЗ), если иные или повышенные требования к ним не установлены другими федеральными законами (ч.ч. 1-3 и 5 ст. 3 Закона N 315-ФЗ).

Поскольку положениями Закона N 315-ФЗ каких-либо специальных правил реорганизации саморегулируемых организаций не предусмотрено, то на них распространяются общие положения ГК РФ о реорганизации юридических лиц с особенностями, установленными для случаев реорганизации некоммерческих организаций. 

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ и п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ реорганизация саморегулируемой организации может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. 

Из анализа ст. 58 ГК РФ, устанавливающей порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц, следует, что в результате реорганизации в форме слияния двух и более СРО они прекращают свое существование, но при этом образуется новое юридическое лицо. Если же несколько СРО присоединяются к уже действующей организации, то она продолжает существовать, а присоединяемые организации существование прекращают.

В свою очередь, образование в результате реорганизации из одной крупной саморегулируемой организации нескольких юридических лиц может быть осуществлено, соответственно, в форме разделения или выделения. При этом в первом случае реорганизуемая некоммерческая организация прекращает свое существование, а во втором – продолжает функционировать.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает этот статус с даты исключения таких сведений из указанного реестра (ч. 6 ст. 3 Закон N 315-ФЗ). Реорганизация же СРО в любой из указанных выше форм влечет за собой безусловное исключение сведений о такой организации из реестра саморегулируемых организаций (п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона N 315-ФЗ).

Иными словами, даже если происходит реорганизация в форме присоединения или выделения, то реорганизуемая СРО сохраняет свое существование как юридическое лицо, но утрачивает свой статус саморегулируемой организации, а выделившиеся организации статус СРО автоматически не приобретают. Последнее справедливо и для случаев разделения и слияния: вновь образованные в результате указанных форм реорганизации юридические лица не приобретают статуса СРО, несмотря на то, что участвовавшие в реорганизации лица имели данный статус на момент начала реорганизации.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство не позволяет провести реорганизацию саморегулируемых организаций с сохранением их статуса. Более того, положения отдельных федеральных законов содержат прямой запрет на реорганизацию СРО в отдельных сферах деятельности (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 02.11.2013 N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации", п. 4 ст. 21 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), ст. 22 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности)), а нормы других законов и иных нормативных правовых актов повторяют положения Закона N 315-ФЗ об исключении сведений об организации из реестров СРО при ее реорганизации (п. 2 ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", пп. «б» п. 14 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 N 724).

Это связано с тем, что саморегулируемая организация представляет собой не организационно-правовую форму некоммерческого юридического лица, а специальный статус, который может быть приобретен некоммерческой организацией лишь в случае соответствия ее определенным требованиям, предусмотренным законом. 

Кроме того, законодательство на сегодняшний день не содержит механизмов, которые позволяли бы провести реорганизацию СРО с сохранением ее статуса. В частности, в нем отсутствуют положения, которые касались бы вопросов установления членства в реорганизуемых СРО после завершения реорганизации, разделения или передачи средств компенсационного фонда и распределения между реорганизуемыми лицами ответственности за вред, причиненный в результате деятельности членов реорганизуемых СРО. Общие положения о переходе к реорганизованным юридическим лицам прав и обязанностей реорганизуемых организаций, предусмотренные ГК РФ и Законом N 7-ФЗ на данные отношения не распространяются. *(1)

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что после проведенной реорганизации некоммерческие организации, как участвовавшие в ней, так и созданные в результате такой реорганизации, должны будут получать статус саморегулируемой организации заново. Причем каждая из них должна будет соответствовать требованиям, установленным Законом N 315-ФЗ, а также иными федеральными законами, регулирующими деятельность СРО в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.

_____________________________________

*(1) Отметим, что Закон N 315-ФЗ не содержит общих положений, определяющих судьбу компенсационного фонда СРО после ее реорганизации и утраты ею статуса саморегулируемой организации. 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат юридических наук Широков Сергей

Кто сохраняет официальный статус СРО при объединении 2-х, 3-х и т.д СРО (с юридической точки зрения согласно законодательству)? Гиганты СРО (более 4 тысяч членов) - что происходит, с юридической точки зрения, согласно законодательству, при распаде (реорганизации) на несколько СРО?

Прежде всего отметим, что саморегулируемыми организациями (далее также – СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон N7-ФЗ), отвечающие признакам и требованиям, установленным Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – Закон N315-ФЗ), если иные или повышенные требования к ним не установлены другими федеральными законами (ч.ч. 1-3 и 5 ст. 3 Закона N315-ФЗ).

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ вы можете найти в законодательстве, а именно ст. 13 федерального закона № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях».

Где можно зарегестрироваться для участия в конференции 19.11.2014г.

По всем вопросам вы можете обращаться в редакцию нашего журнала по телефону (812) 449-30-33.

 

Хотите отправить свой вопрос?

Ваше имя:

Ваш вопрос:

Введите код с картинки


Отправить
Без флеша